Приветствую Вас, Гость
Главная » 2014 » Декабрь » 28 » Занятие по профилактике эмоциональгого выгорания
16:03
Занятие по профилактике эмоциональгого выгорания
Информационно-практическое занятие с элементами тренинга для воспитателей ОДО. Тема: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов в детском саду » Цель: Формирование компетентности педагогов в области профилактики преодоления синдрома эмоционального выгорания. Задачи: - формировать навыки самопознания и саморазвития личности в целом; - формировать потребность заботы о себе; - развивать навыки управления своим состоянием, навыки самоподдержки и саморегуляции, навыки снятия эмоционального и мышечного напряжения; - создание благоприятных условий для работы группы; - укрепить позитивное отношение к себе и своей работе. Материалы и оборудование: - стулья по числу участников - брошюра с симптомами эмоционального выгорания, по числу участников - цветные карандаши, фломастеры, мелки, маркеры - комплект из газет и журналов - ножницы, клеящие карандаши, цветная бумага и картон - брошюра с высказываниями - листы бумаги - магнитофон, диск с музыкой для релаксации Ход занятия I этап. Организационный Участники образуют круг. Психолог: Здравствуйте коллеги! Я предлагаю Вам начать наше занятие с комплиментов друг другу. Упражнение «Комплименты по кругу». Цель: создание у участников эмоционального настроя на работу в группе, овладение приемами релаксации и концентрации, развитие мыслительной и поведенческой гибкости. Инструкция: Участники становятся в два круга лицом друг к другу в парах. Один из партнёров говорит другому комплимент. Другой же отвечает: «Да, конечно, а ещё я…(говорит о себе что-то хорошее)». После этого все стоящие во внешнем круге делают шаг вправо и продолжают упражнение. Обсуждение. II этап. Мотивационный Слайд Симптомы эмоционального выгорания. (Приложение 1) Психолог: Тема нашего сегодняшнего занятия «Профилактика синдрома эмоционального выгорания», что вы знаете об этом? Какое влияние оказывает этот синдром на человека? Педагоги обсуждают данные вопросы. Ведущий кратко сообщает теоретическую основу профилактики синдрома эмоционального выгорания, его негативного влияния на человека. III этап. Практический Упражнение «Забота» Цель: формирование потребности заботы о себе, развитие навыков самоподдержки, саморегуляции своих эмоциональных состояний. Инструкция: «Представьте себе всех тех людей, о которых вы должны заботиться, за жизнь и поведение которых вы чувствуете ответственность. Прямо сейчас, составьте список этих людей». Психолог просит нескольких человек зачитать свои списки, а затем спрашивает: «Поднимите руки те, кто включил в этот список себя». Если не включили, сделайте это прямо сейчас. Представьте, что у вас есть еще один маленький ребенок. Этот ребенок – часть вашего собственного внутреннего Я. Спросите себя: «Уделяю ли я своему внутреннему Я столько же времени, заботы и внимания, сколько отдаю другим людям, о которых забочусь?» Теперь примите решение: чем бы вам ни пришлось заниматься в жизни, вы всегда будете заботиться о вашем внутреннем Я. Слайд Высказывания (Приложение 2). (Участникам раздаются листочки) Инструкция: Напиши рядом с каждым из нижеприведенных высказываний те чувства, которые данное высказывание вызывает. Старайтесь, прежде чем описывать ваши чувства, внимательно прочитать высказывание, возможно проговорить его вслух.  Спросите себя: «Кто несет ответственность за то, чтобы я обладала этими правами?»  Закройте глаза и проговорите для себя такую идею: «Я предоставляю эти права своему внутреннему Я!» (повторите несколько раз). Вопросы для обсуждения: - Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения? - Что вызвало затруднение, а что, наоборот, было легко? - Что вы вынесли для себя из этого упражнения? Упражнение "Удовольствие" Цель: определение своих внутренних ресурсов. Участникам занятия раздаются листы бумаги. Инструкция: «Напишите, пожалуйста 10 видов повседневной деятельности, которые приносят вам удовольствие. Теперь проранжируйте их по степени удовольствия». Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как " скорую помощь" для восстановления сил. (Подвести небольшой итог) Итак мы поняли, что - кроме близких нам людей у нас есть мы сами, и чем бы нам ни пришлось заниматься в жизни, мы всегда будем заботиться о себе и своем внутреннем Я. - Мы можем предоставить определенные права своему внутреннему Я, если захотим. - У каждого из нас есть свои внутренние ресурсы, которые можно использовать как " скорую помощь" для восстановления сил. Упражнение “Корзина для мусора” Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций. Материалы: листы бумаги, ручки, пакет для “мусора”. Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такой корзины: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому подобное”. После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются. Упражнение «Достижение спокойствия» Цель: научится воспринимать свое тело, разрядка мышечного напряжения. Инструкция: Займите удобное положение на стуле, выпрямите спину. Закройте глаза. Прислушайтесь к звукам (ведущий включает музыку для релаксации). Сосредоточьтесь на своем дыхании. Воздух сначала заполняет брюшную полость, затем грудную клетку и легкие. Сделайте полный вдох через нос, затем выдох. Теперь спокойно, без специальных усилий сделайте новый вдох, выдох. Обратите внимание, какие части вашего тела соприкасаются с поверхностью (стул, пол). В тех частях тела, где поверхность поддерживает вас, ощутите эту поддержку немного сильнее. Вообразите, что стул или пол приподнимается, чтобы поддержать вас. Расслабьте мышцы, с помощью которых вы сами поддерживаете себя. Теперь сожмите как можно сильнее кулаки. Разожмите и почувствуйте, что ваши руки стали расслабленные. Опять сожмите кулаки, подержите их несколько секунд, а затем разожмите. Почувствуйте, что ваши руки расслабились еще больше. Такое же упражнение проделайте со всеми мышцами вашего тела, напрягите, подержите напряжение несколько минут и расслабьте.  Напрягите мышцы головы и лица, шеи, расслабьте.  Напрягите мышцы спины, плечи, расслабьте.  Напрягите мышцы рук, расслабьте.  Напрягите мышцы груди и живота, расслабьте.  Напрягите мышцы таза, бедра, расслабьте.  Напрягите мышцы голени и стопы, расслабьте. Теперь напрягите мышцы всего тела одновременно, постарайтесь сохранить это напряжение 10 секунд. Будьте все это время настолько напряженными и скованными, насколько сможете. Затем позвольте напряжению постепенно уйти, пусть ваше тело обмякнет на стуле. Почувствуйте, как напряжение уходит от головы вниз по вашему телу и «вытекает» через пальцы ног в пол. Мысленно, мягко и медленно продвигайтесь по всем частям тела, при необходимости возвращайтесь к некоторым из них до тех пор, пока не почувствуете, что достигли полного расслабления во всем теле. Вопросы для обсуждения: - Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение? - Какие эмоции испытывали, что вы чувствуете сейчас? * Упражнение «Коллажи “Создание условий эмоционального комфорта педагога дома и на работе”». (Включить спокойную музыку) Цель: активизировать групповые взаимодействия, определить условия, которые помогают обеспечить эмоциональный комфорт педагога дома и на работе. Материалы: фото, журналы, ватманы, ножницы, клей, скотч, фломастеры, карандаши. Инстркция: «Мы с вами уже ознакомились с основными причинами и признаками “синдрома эмоционального выгорания”. А теперь я предлагаю определить те условия, которые помогут нам сохранить ощущение внутреннего равновесия и эмоционального комфорта как дома, так и на работе. Разделитесь на две группы. Первая группа будет создавать коллаж на тему “Условия эмоционального комфорта педагога на работе”, а вторая – “Условия эмоционального комфорта педагога дома после работы”. По окончании работы, каждая из команд должна рассказать о своем пректе.» По окончании команды защищают свои проекты. *Упражнение «Дружественная ладошка». Цель: создание позитивного настроения. Участникам раздаются листки бумаги. Инструкция: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам. IV этап. Рефлексивный Подведение итогов, ритуал прощания. Цель: установить обратную связь и обобщить полученный опыт в ходе занятия. Ведущий: Что нового вы узнали сегодня на занятии? Что было самым трудным? А что запомнилось и понравилось больше всего? Какой опыт, полученный на занятии, вы будете использовать в дальнейшем? Участники по очереди отвечают. Ритуал прощания «Дружественный круг» Инструкция: Сегодняшнее занятие давайте закончим общим дружеским рукопожатием. Для этого давайте станем в круг, скажем друг другу что-нибудь очень позитивное, а затем, соединим наши руки и все вместе одновременно пожмем их. Большое всем спасибо за работу! Приложение № 1 Основные симптомы синдрома «эмоционального выгорания» 1. Раздражение постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. 2. Чувство недовольства собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. 3. Ухудшение отношений с коллегами и родственниками. 4. Ощущение загнанности в клетку 5. Нарастающий негативизм по отношению к другим (коллегам, детям….). 6. Появляются тревога и депрессия. 7. Утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи, вины. 8. Повышенная раздражительность (дома и на работе). 9. Попытка облегчить или сократить обязанности. 10. Почти полное исключение эмоций из сферы деятельности. 11. То и дело возникающая рассеянность. 12. Нарушение сна. 13. Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям. 14. Повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении рабочего дня. Приложение № 2 Высказывания:  Я имею право на уважительное обращение.  Я имею право побыть в одиночестве.  Я имею право быть счастливой.  Я имею право свободно распоряжаться своим временем.
Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 764 | Добавил: Irina | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar