15:17 Влияние развивающей среды на эмоциональное развитие ребенка | |
И.В. Крошечкина, МОУ «Бендерский Центр развития ребенка «Гармония» г. Бендеры. Влияние развивающей среды на эмоционально – личностное развитие ребенка. Дошкольный возраст – особый период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, человеческих отношений, осознания себя в предметном и социальном мире, развития познавательных способностей. А.Н.Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время «фактического складывания будущей личности». Называя первые семь лет жизни периодом «очеловечения», он особо подчеркивал, что именно в это время происходит овладение речью, специфическими формами поведения, способностью к продуктивным видам деятельности. Чтобы воспитать гармоничную личность необходимо развивать не только познавательные процессы, но и «эмоциональный интеллект» ребенка. Однако, как справедливо указывали Л.С.Выготский и А.В.Запорожец, развитию эмоциональной сферы не всегда уделяется достаточное внимание. Формирование у ребенка «умных эмоций», коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться как одна из важнейших задач воспитания. В нашем учреждении ведется углубленная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Поскольку экспрессивный компонент эмоций изучен лучше других, мы можем достаточно точно описать экспрессивное поведение и научить детей, распознавать и выражать ту или иную эмоцию. Кроме того, у детей появляется опыт поведения при столкновении с ситуациями, вызывающими отрицательные переживания, а так же опыт, предупреждающий возможное повторение таких ситуаций. М.Э. Вайнер, делая выводы о механизмах эмоционального развития детей, особо подчеркивает, что «эмоциональное развитие ребенка сопряжено с полноценным развитием его сенсорной системы». Поэтому знакомство детей с эмоциями и чувствами начинается с самого раннего возраста, с обогащения их сенсорного опыта. Насыщение сенсорной сферы целесообразно начинать с активной подачи информации по каналам вестибулярного, зрительного и слухового анализаторов. Поток сенсорной информации от предметов-стимулов обостряет ощущения ребенка. Ощущения вызывают эмоциональную реакции и становятся побудителями, которые приводят в действие механизмы эмоциональной сферы. Поток сенсорной информации от предметов-стимулов обостряет ощущения ребенка. Ощущения вызывают эмоциональную реакции и становятся побудителями, которые приводят в действие механизмы эмоциональной сферы. Понимая, какое значение имеет для эмоционального развития ребенка окружающая его среда, мы создали в каждой возрастной группе развивающие уголки. В первой младшей группе оборудован «Сенсорный уголок». Оборудование сенсорного уголка помогает решить многие задачи:
Сенсорный уголок оснащен следующим оборудованием:
Кроме сенсорного уголка в группе есть «Уголок ряженья», «Спортивный уголок», «Книжный уголок» - оснащенные необходимыми атрибутами. Подвижные игры, способствуют развитию моторных механизмов эмоциональной экспрессии, прежде всего жестикуляционной выразительности. Читая сказки и потешки, воспитатель акцентирует внимание детей на определенных эмоциональных состояниях героев. Одновременно можно демонстрировать проявление эмоций в мимике, жестах, интонации. Цветовое решение интерьера влияет на настроение ребенка, поэтому воспитатели в группах используют больше оттенков желтого спектра (способствует увеличению скорости зрительного восприятия, а так же способствует общению) с акцентами синего, зеленого, красного цвета. Такое цветовое решение создает хорошее настроение у детей. Многообразие предметов на полках игрового уголка, разнообразие фактур, тканей, цветов способствует творческому, умственному и физическому развитию детей. Во второй младшей группе продолжается работа по сенсорному и эмоциональному воспитанию. Основными задачами являются:
Для реализации этих задач в группах организованы: «Сенсорный уголок», «Уголок добрых дел», «Спортивный уголок», «Книжный уголок» - оснащенные необходимыми атрибутами, есть разные виды театров. В сенсорном уголке кроме «Сенсорного панно» есть атрибуты для игр с водой (пластмассовый тазик, мелкие игрушки, лейки) и дидактические игры. Для игр, направленных на развитие моторных механизмов эмоциональной экспрессии, воспитателями изготовлены маски-шапочки, есть ленточки, султанчики и другие атрибуты. Для ознакомления детей с лексикой, отражающей наиболее яркие, визуально легко определяемые эмоциональные состояния: радость (радостно, радостный), веселье (веселый, весело и т.д.), грусть (грустный, грустно и т.п.), печаль (печальный, печально и т.п.), испуг (испугаться, испуганный), злость (злой, рассерженный) используются литературные произведения, а так же аудиокассеты с записями сказок и песенок. При прослушивании воспитатель акцентирует внимание детей на слова, характеризующие определенные эмоциональные состояния. Одновременно можно демонстрировать проявление эмоций в мимике, жестах, интонации, побуждать детей к определению эмоциональных состояний, используя вопросы: «Почему медведь убежал, услышав песенку лисы?», «Как вы считаете, коза всегда была веселой? Какой еще она была?» Дети этого возраста должны также научиться видеть и воспроизводить характерные особенности оформления эмоциональных состояний (радость, грусть, испуг, злость). Для этого уместно использовать иллюстративный материал, театрализованную деятельность и т.п. Например, используя серии сюжетных картинок и наборы карточек с изображением главного героя в разных эмоциональных состояниях, воспитатель предлагает детям подобрать к каждой сюжетной картинке карточку, соответствующую настроению героя. В средней группе необходимо решать гораздо больше задач, связанных с эмоциональным развитием детей. Это, прежде всего расширение опыта эмоционального реагирования посредством введения различных сенсорных стимулов, носящих часто комплексный характер (зрительно-вестибулярные, зрительно-слухо-осязательные и т.д.). Для реализации этих задач в группах организованы: «Эмоциональный уголок», «Спортивный уголок», «Книжный уголок», «Уголок театров», «Уголок творчества» - оснащенные необходимыми атрибутами. «Эмоциональный уголок» оснащен: «Панно настроения»; «Коврик злости»; «Мешочек гнева»; «Азбука настроений»; Папка с иллюстрациями передающая основные легко узнаваемые эмоциональные проявления; Д\и направленные на стимуляцию всех анализаторов; Подборка игр для расширения опыта эмоционального реагирования; Магнитофон с подборкой аудиокассет. Для развития эмоциональной экспрессии, ее механизмов: невербальных (мимических, пантомимических, жестикуляционных) и вербальных (слова, звуки, фразы), а также формирования основ выразительности внешних эмоциональных проявлений целесообразно использовать эмоционально-экспрессивные игры (воплощение детьми различных ситуаций из жизни животных, их повадок; передача эмоциональных состояний сказочных героев путем персонификации и т.д.). Лучше всего решать эту задачу через театрализованную деятельность. Содержательную основу игры составляют отрывки из произведений К. Чуковского («Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит»), С. Маршака («Котята», «Перчатки» и т.д.). Драматизируя сказку ребенок передает с помощью мимики и движений характер, особенности, настроение персонажа. В среднем дошкольном возрасте важно также пополнить «эмоциональный» словарь словами, обозначающими различные настроения, состояния (удивленный, удивляться, страшный, страшно, злой, злиться, горе, горевать, трусливый, обиженный, тоскливый, озорной и т.д.); словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не очень злой, совсем нестрашный, очень печальный и др.); учить подбирать синонимы (радостный - веселый, грустный - печальный, тоскливый); находить слова, конкретизирующие эмоциональные состояния: злой (неприятный, грубый, сердитый); веселый (довольный, смеющийся) и т.д.; понимать эмоциональные характеристики, представленные в виде фразеологизмов: Маша-растеряша, девочка-привередница, добрый доктор Айболит и др. Чтобы облегчить детям процесс овладения эмоциональным словарем, формирования умения анализировать эмоции с помощью слов, используются произведения художественной литературы. А так же серии картин, отражающих эпизоды сказок, рассказов. Показывая то или иное изображение, воспитатель предлагает вспомнить настроение героя, дать ему обобщенную эмоциональную характеристик. Деятельность детей в «Уголке творчества» (воспитатель вместе с детьми рисуют Машу-растеряшу, доброго доктора Айболита, подбирает музыкальное сопровождение к сказкам и т.д) расширяют представления детей об эмоциях и причинно-следственных связях в эмоциональных проявлениях. Дети рисуют, стараясь передать характерные особенности мимики. Рисунки рассматриваются, и воспитатель обсуждает с детьми, что может быть причиной этого эмоционального состояния. Так же при обсуждении рисунков, внимание детей обращается на то, что содержание у всех одинаковое, но как по-разному оно изображено. Таким образом, подчеркивается уникальность чувств каждого человека. В данной возрастной группе желательно учить детей определять и дифференцировать эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, удивление, злость) по внешним признакам; замечать изменения (переходы) в настроении, а также раскрыть детям смысл таких форм поведения, как обиженное, удивленное, испуганное, заботливое, доброжелательное и т.п., развивать эмоциональную идентификацию. Для решения этих задач проводятся беседы с использованием пиктограмм, игры, на определение настроения (например: «Сложи картинку», «Найди похожую эмоцию», «Азбука настроений») В группах старшего дошкольного возраста решаются следующие задачи:
Для реализации этих задач в группах организованы: «Эмоциональный уголок», «Спортивный уголок», «Книжный уголок», «Театральный уголок», «Уголок творчества» - оснащенные необходимыми атрибутами. «Эмоциональный уголок» оснащен: «Панно настроения»; «Коврик злости»; «Мешочек гнева»; «Азбука настроений»; Папка с иллюстрациями передающая основные легко узнаваемые эмоциональные проявления; Игры, направленные на знакомство детей с конкретными проявлениями эмоций, с экспрессивной стороной выражения эмоций в мимике, пантомимике, речи; Игры, направленные на стимуляцию всех анализаторов; Подборка игр для расширения опыта эмоционального реагирования; Магнитофон с подборкой аудиокассет. Для проведения эмоционально-экспрессивных игр используются атрибуты и игры из «Спортивного уголка», «Театрального уголка», «Книжного уголка». Например, для игры: «Живые картинки» Желательно оформить занавес и возвышение типа театральной сцены. Воспитатель предлагает подготовиться к показу «живых картин», а именно продумать сюжет, позы, жесты, выражение лица, одежду, украшения и т.д. По мере необходимости оказывает помощь. Во время проведения игры дети сидят на стульях. Занавес открывается только тогда, когда ребенок полностью готов к показу. Зрители, рассматривая «живые картины», пытаются определить их название. Примечание. Одежду, украшения дети могут приносить из дома. «Маленький народ» Содержательную основу игры составляет стихотворение Д. Хармса. Воспитатель предлагает обдумать, какое эмоциональное состояние они будут демонстрировать. Затем читает текст, дети поочередно изображают небольшие этюды, отражающие те или иные настроения. Тра-та-та-тра-та-та, Растворились ворота, А оттуда, из ворот, Вышел маленький народ. Один дядя - вот такой, Другой дядя - вот такой, Третий дядя - вот такой, А четвертый - вот такой. Одна тетя - вот такая, А вторая - вот такая, Третья тетя - вот такая, А четвертая - вот такая... Примечание. Текст можно дополнить «Один мальчик вот такой...», «Одна девочка вот такая...» и т.п. Старших детей продолжают учить понимать, дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам (мимика, жесты, позы, интонации голоса), определять причины того или иного настроения посредством анализа обстоятельств, событий и т.п.; развивают у них способность отзываться на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, сострадание, содействие. В реализации этих задач большую помощь оказывает художественная литература, особенно пейзажная поэзия, где передаются различные настроения, связи между переживаниями человека и состоянием природы. Важное место также отводится беседам, играм. «Поговорим о настроении» Воспитатель обращает внимание детей на то, что очень разные выражения лиц можно увидеть в магазине, автобусе, парке и т.д. Просит назвать известные им эмоциональные состояния. Затем показывает вырезанные из журналов изображения людей. Дети к каждой картинке подбирают соответствующую пиктограмму. Предлагает задания типа «Собери человечков: веселого, обиженного, злого». В заключение предлагает поработать в альбомах «Радуга настроений», создать два-три рисунка на темы-. «Радостное настроение», «Мне грустно», «Что меня удивляет» и т.п. «Раз, два, три, нужное место найди» Воспитатель устанавливает в разных местах пиктограммы. Читая небольшие отрывки из художественных произведений, предлагает детям занять место возле того символа, который, по их мнению, отвечает описанному настроению. В группах старшего возраста продолжается работа по обогащению словаря эмоциональной лексики (безразличный, жалкий, жадный, капризный, ленивый, обиженный, стыдно, скучный, усталый и др.), при этом важно побуждать детей не только называть эмоциональные состояния, но и подбирать синонимы, выделять оттенки настроений, прослеживать ассоциативные связи с цветом. Читая отрывки из художественных произведений, воспитатель предлагает охарактеризовать особенности внешнего выражения того или иного состояния (например, что значит уставший); воспроизвести данное состояние движениями, подобрать цвет, ему соответствующий. В общении важно обращать внимание на образность стилистических форм речи детей. Детей продолжают также учить понимать эмоциональные характеристики в форме фразеологизмов, адекватно использовать их (Царевна-Несмеяна, Вовка-добрая душа, Гадкий утенок и т.д.). Для этого в «Книжном уголке» есть произведения, содержащие такие собирательные образы: А. Барто («Вовка-добрая душа», «Девочка-ревушка»), Г.Х. Андерсен («Гадкий утенок», «Дюймовочка»), Братья Гримм («Золушка»), С. Маршак («Вот какой рассеянный»), Я. Аким («Неумейка»), С. Михалков («Фома»), сказка «Крошечка-Хаврошечка» и др. Знакомство с каждой эмоцией начинается с разыгрывания этюда или эпизода из художественного произведения, в котором главный герой переживает то или иное эмоциональное состояние. После обыгрывания проводится беседа и знакомство с мимическим выражением эмоционального состояния. Затем можно попросить детей нарисовать того или иного героя, стараясь передать характерные особенности настроения, мимики. В заключении мне хотелось бы отметить, что работа над эмоциями способствует снижению тревожности и агрессивности у детей, развитию у них эмпатии и, главное, приобретению навыков позитивного общения не только со сверстниками, но и с взрослыми. В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, а дети, не находя эмоциональной ласки и поддержки в семье вырастают агрессивными, жестокими или наоборот равнодушными и безразличными ко всему. Каждый из нас должен осознать, что невозможно развивать личность ребенка, оставаясь невнимательным к его чувствам и переживаниям. Только помня о том, что каждый ребенок имеет право на свое мнение и желания, можно научить детей, быть доброжелательными и терпимыми друг к другу и окружающим. Литература. 1. Вилюнас В.К. основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. – с.9. 2. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Педагогическое общество России, М., 2006, с. 18.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |