Приветствую Вас, Гость
Главная » 2015 » Январь » 11 » Влияние развивающей среды на эмоциональное развитие ребенка
15:17
Влияние развивающей среды на эмоциональное развитие ребенка

И.В. Крошечкина, 

МОУ «Бендерский Центр развития ребенка «Гармония» г. Бендеры.

Влияние развивающей среды на эмоционально – личностное развитие ребенка.

Дошкольный возраст – особый период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, человеческих отношений, осознания себя в предметном и социальном мире, развития познавательных способностей.

А.Н.Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время «фактического складывания будущей личности». Называя первые семь лет жизни периодом «очеловечения», он особо подчеркивал, что именно в это время происходит овладение речью, специфическими формами поведения, способностью к продуктивным видам деятельности.

Чтобы воспитать гармоничную личность необходимо развивать не только познавательные процессы, но и «эмоциональный интеллект» ребенка. Однако, как справедливо указывали Л.С.Выготский и А.В.Запорожец,  развитию эмоциональной сферы не всегда уделяется достаточное внимание. Формирование у ребенка «умных эмоций», коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться как одна из важнейших задач воспитания.

В нашем учреждении ведется углубленная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.  Поскольку экспрессивный компонент эмоций изучен лучше других, мы можем   достаточно точно описать экспрессивное поведение и научить детей, распознавать и выражать ту или иную эмоцию. Кроме того, у детей появляется опыт поведения при столкновении с ситуациями, вызывающими отрицательные переживания, а так же опыт, предупреждающий возможное повторение таких ситуаций.

   М.Э. Вайнер, делая выводы о механизмах эмоционального развития детей, особо подчеркивает, что «эмоциональное развитие ребенка сопряжено с полноценным развитием его сенсорной системы». Поэтому знакомство  детей с эмоциями и чувствами начинается с самого раннего возраста, с обогащения их сенсорного опыта. Насыщение сенсорной сферы целесообразно начинать с активной подачи информации по каналам вестибулярного, зрительного и слухового анализаторов. Поток сенсорной информации от предметов-стимулов обостряет ощущения ребенка. Ощущения вызывают эмоциональную реакции и становятся побудителями, которые приводят в действие механизмы эмоциональной сферы. Поток сенсорной информации от предметов-стимулов обостряет ощущения ребенка. Ощущения вызывают эмоциональную реакции и становятся побудителями, которые приводят в действие механизмы эмоциональной сферы.

Понимая, какое значение имеет для эмоционального развития ребенка окружающая его среда, мы создали в каждой возрастной группе развивающие уголки.

В первой младшей группе оборудован «Сенсорный уголок».

Оборудование сенсорного уголка помогает решить многие задачи:

  • Стимулирование всех сенсорных процессов;
  • Создание положительного эмоционального фона;
  • Развитие кинестетической и тактильной чувствительности, внимания, памяти, мышления, зрительно-моторной и слухо-моторной координации, общей и мелкой моторики.

Сенсорный уголок оснащен следующим оборудованием:

  • Доски с вкладышами;
  • Втулки;
  • Пирамидки;
  • Сенсорные кубы;
  • Сенсорное панно «Мишка»;
  • Лото;
  • Игры.
  • Магнитофон с набором аудиокассет.

Кроме сенсорного уголка в группе есть «Уголок ряженья», «Спортивный уголок», «Книжный уголок» - оснащенные необходимыми атрибутами.

Подвижные игры, способствуют развитию моторных механизмов эмоциональной экспрессии, прежде все­го жестикуляционной выразительности.

Читая сказки и потешки, воспитатель ак­центирует внимание детей на определенных эмоцио­нальных состояниях героев. Одновременно можно демонстрировать проявление эмоций в мимике, жестах, интонации.

Цветовое решение интерьера влияет на настроение ребенка, поэтому воспитатели в группах используют больше оттенков желтого спектра (способствует увеличению скорости зрительного восприятия, а так же способствует общению) с акцентами синего, зеленого, красного цвета. Такое цветовое решение создает хорошее настроение у детей. Многообразие предметов на полках игрового уголка, разнообразие фактур, тканей, цветов способствует творческому, умственному и физическому развитию детей.                      

Во второй младшей группе продолжается работа по сенсорному и эмоциональному воспитанию.      Основными задачами являются:

  • побуждение детей к эмоционально­му реагированию посредством целена­правленной подачи сенсорной инфор­мации по каналам зрительного, слухово­го, вестибулярного, обонятельного, ося­зательного и вкусового анализаторов;
  • поддержание экспрессивных про­явлений малышей (мимические, жести­куляционные, речевые) в процессе вза­имодействия с сенсорными стимулами, различными по модальности, интен­сивности, продолжительности.

Для реализации этих задач в группах организованы: «Сенсорный уголок», «Уголок добрых дел», «Спортивный уголок», «Книжный уголок» - оснащенные необходимыми атрибутами, есть разные виды театров.

В сенсорном уголке кроме «Сенсорного панно» есть атрибуты для игр с водой (пластмассовый тазик, мелкие игрушки, лейки) и дидактические игры.

Для игр, направленных на развитие моторных механизмов эмоциональной экспрессии, воспитателями изготовлены маски-шапочки, есть ленточки, султанчики и другие атрибуты.

Для ознакомления детей с лекси­кой, отражающей наиболее яркие, ви­зуально легко определяемые эмоцио­нальные состояния: радость (радостно, радостный), веселье (веселый, весело и т.д.), грусть (грустный, грустно и т.п.), печаль (печальный, печально и т.п.), ис­пуг (испугаться, испуганный), злость (злой, рассерженный)  используются литературные произведения, а так же аудиокассеты с записями сказок и песенок.

При прослушивании воспитатель ак­центирует внимание детей на слова, ха­рактеризующие определенные эмоцио­нальные состояния. Одновременно можно демонстрировать проявление эмоций в мимике, жестах, интонации, побуждать детей к определению эмоци­ональных состояний, используя вопро­сы: «Почему медведь убежал, услышав песенку лисы?», «Как вы считаете, коза всегда была веселой? Какой еще она бы­ла?»

Дети этого возраста должны также научиться видеть и воспроизводить характерные особенности оформле­ния эмоциональных состояний (ра­дость, грусть, испуг, злость). Для этого уместно использовать иллюстратив­ный материал, театрализованную дея­тельность и т.п. Например, используя серии сюжетных картинок и наборы карточек с изображением главного ге­роя в разных эмоциональных состоя­ниях, воспитатель предлагает детям подобрать к каждой сюжетной кар­тинке карточку, соответствующую на­строению героя.

В средней группе  необходи­мо решать гораздо больше задач, свя­занных с эмоциональным развитием  детей. Это, прежде всего расширение опыта эмоционального реагирования посредством введения различных сен­сорных стимулов, носящих часто ком­плексный характер (зрительно-вести­булярные, зрительно-слухо-осязательные и т.д.).

Для реализации этих задач в группах организованы: «Эмоциональный уголок»,  «Спортивный уголок», «Книжный уголок», «Уголок театров», «Уголок творчества» - оснащенные необходимыми атрибутами.

«Эмоциональный уголок» оснащен:

«Панно настроения»;

«Коврик злости»;

«Мешочек гнева»;

«Азбука настроений»;

Папка с иллюстрациями передающая основные легко узнаваемые эмоциональные проявления;

Д\и направленные на стимуляцию всех анализаторов;

Подборка игр для расширения опыта эмоционального реагирования;

Магнитофон с подборкой аудиокассет. 

Для развития эмоциональной экспрес­сии, ее механизмов: невербальных (ми­мических, пантомимических, жестикуля­ционных) и вербальных (слова, звуки, фразы), а также формирования основ вы­разительности внешних эмоциональ­ных проявлений целесообразно исполь­зовать эмоционально-экспрессивные иг­ры (воплощение детьми различных ситу­аций из жизни животных, их повадок; пе­редача эмоциональных состояний ска­зочных героев путем персонификации и т.д.). Лучше всего решать эту задачу через театрализованную деятельность. Содержательную основу игры состав­ляют отрывки из произведений К. Чу­ковского («Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит»), С. Маршака («Котята», «Пер­чатки» и т.д.).

 Драматизируя сказку ребенок передает с помощью мимики и движений характер, особенности, настроение персонажа.

В среднем дошкольном возрасте важ­но также пополнить «эмоциональный» словарь словами, обозначающими раз­личные настроения, состояния (удив­ленный, удивляться, страшный, страш­но, злой, злиться, горе, горевать, трусли­вый, обиженный, тоскливый, озорной и т.д.); словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не очень злой, совсем нестрашный, очень печальный и др.); учить подбирать синонимы (радо­стный - веселый, грустный - печаль­ный, тоскливый); находить слова, кон­кретизирующие эмоциональные состо­яния: злой (неприятный, грубый, серди­тый); веселый (довольный, смеющийся) и т.д.; понимать эмоциональные харак­теристики, представленные в виде фра­зеологизмов: Маша-растеряша, девочка-привередница, добрый доктор Айболит и др.

Чтобы облегчить детям процесс овла­дения эмоциональным словарем, фор­мирования умения анализировать эмо­ции с помощью слов, используются произведения художественной  литературы.  А так же серии картин, отражающих  эпизоды сказок, рассказов. Показывая то или иное изображение, воспита­тель предлагает вспомнить настроение героя, дать ему обобщенную эмоцио­нальную характеристик.

Деятельность детей в «Уголке творчества» (воспитатель вместе с детьми рису­ют Машу-растеряшу, доброго доктора Айболита, подби­рает музыкальное сопровождение к сказкам и т.д) расширяют представления детей об эмоциях и причинно-следственных связях в эмоциональных проявлениях. Дети рисуют, стараясь передать характерные особенности мимики. Рисунки рассматриваются, и  воспитатель обсуждает с детьми, что может быть причиной этого эмоционального состояния. Так же при обсуждении рисунков, внимание детей обращается на то, что содержание у всех одинаковое, но как по-разному оно изображено. Таким образом, подчеркивается уникальность чувств каждого человека.

В данной возрастной группе желательно учить детей определять и дифференцировать эмоциональные со­стояния (радость, грусть, страх, удивле­ние, злость) по внешним признакам; за­мечать изменения (переходы) в настро­ении, а также раскрыть детям смысл та­ких форм поведения, как обиженное, удивленное, испуганное, заботливое, доброжелательное и т.п., развивать эмо­циональную идентификацию.

Для решения этих задач про­водятся беседы с использованием пикто­грамм, игры, на определение настроения (например: «Сложи картинку», «Найди похожую эмоцию», «Азбука настроений»)

В группах старшего дошкольного возраста  решаются  следующие задачи:

  • совершенствовать опыт внешнего оформления эмоций, побуждать к пе­редаче тонких оттенков настроений, демонстрируя разнообразие компонен­тов эмоциональной экспрессии: мими­ческих, пантомимических, жестикуля­ционных, речевых;
  • стимулировать проявление инди­видуально-неповторимого стиля игро­вого поведения, самобытность эмоци­онального реагирования.

Для  реализации этих задач в группах организованы: «Эмоциональный уголок»,  «Спортивный уголок», «Книжный уголок», «Театральный уголок», «Уголок творчества» - оснащенные необходимыми атрибутами.

«Эмоциональный уголок» оснащен:

«Панно настроения»;

«Коврик злости»;

«Мешочек гнева»;

«Азбука настроений»;

Папка с иллюстрациями передающая основные легко узнаваемые эмоциональные проявления;

Игры, направленные на знакомство детей с конкретными проявлениями эмоций, с экспрессивной стороной выражения эмоций в мимике, пантомимике, речи;

Игры, направленные на стимуляцию всех анализаторов;

Подборка игр для расширения опыта эмоционального реагирования;

Магнитофон с подборкой аудиокассет. 

Для проведения эмоциональ­но-экспрессивных игр используются атрибуты и игры из «Спортивного уголка»,  «Театрального уголка», «Книжного уголка».

Например, для игры:

 «Живые картинки»

Желатель­но оформить занавес и возвышение ти­па театральной сцены. Воспитатель предлагает подготовиться к показу «живых картин», а именно продумать сю­жет, позы, жесты, выражение лица, одежду, украшения и т.д. По мере необ­ходимости оказывает помощь. Во время проведения игры дети сидят на стульях. Занавес открывается только тогда, когда

ребенок полностью готов к показу. Зри­тели, рассматривая «живые картины», пытаются определить их название.

Примечание. Одежду, украшения дети могут приносить из дома.

«Маленький народ» Содержательную основу игры со­ставляет стихотворение Д. Хармса. Воспитатель предлагает обдумать, ка­кое эмоциональное состояние они бу­дут демонстрировать. Затем читает текст, дети поочередно изображают не­большие этюды, отражающие те или иные настроения.

       Тра-та-та-тра-та-та,

Растворились ворота,

А оттуда, из ворот,

Вышел маленький народ.

Один дядя - вот такой,

Другой дядя - вот такой,

Третий дядя - вот такой,

А четвертый - вот такой.

Одна тетя - вот такая,

А вторая - вот такая,

Третья тетя - вот такая,

А четвертая - вот такая...

 Примечание. Текст можно дополнить «Один мальчик вот такой...», «Одна де­вочка вот такая...» и т.п.

Старших детей продолжают учить понимать, дифференцировать эмоци­ональное состояние по внешним при­знакам (мимика, жесты, позы, интона­ции голоса), определять причины того или иного настроения посредством анализа обстоятельств, событий и т.п.; развивают у них способность отзы­ваться на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, сострадание, содействие.

В реализации этих задач большую по­мощь оказывает художественная лите­ратура, особенно пейзажная поэзия, где передаются различные настроения, свя­зи между переживаниями человека и со­стоянием природы.

Важное место также отво­дится беседам, играм.

«Поговорим о настроении» Воспитатель обращает внимание де­тей на то, что очень разные выражения лиц можно увидеть в магазине, автобу­се, парке и т.д. Просит назвать извест­ные им эмоциональные состояния. За­тем показывает вырезанные из журна­лов изображения людей. Дети к каждой картинке подбирают соответствующую пиктограмму. Предлагает задания типа «Собери человечков: веселого, обижен­ного, злого». В заключение предлагает поработать в альбомах «Радуга настрое­ний», создать два-три рисунка на темы-. «Радостное настроение», «Мне грустно», «Что меня удивляет» и т.п.

«Раз, два, три, нужное место найди»

Воспитатель устанавливает в разных местах пиктограммы. Читая небольшие отрывки из художественных произве­дений, предлагает детям занять место возле того символа, который, по их мне­нию, отвечает описанному настроению.

В группах старшего возраста про­должается работа по обогащению сло­варя эмоциональной лексики (безраз­личный, жалкий, жадный, капризный, ленивый, обиженный, стыдно, скучный, усталый и др.), при этом важно побуж­дать детей не только называть эмоцио­нальные состояния, но и подбирать си­нонимы, выделять оттенки настроений, прослеживать ассоциативные связи с цветом. Читая отрывки из художествен­ных произведений, воспитатель пред­лагает охарактеризовать особенности внешнего выражения того или иного состояния (например, что значит устав­ший); воспроизвести данное состояние движениями, подобрать цвет, ему соот­ветствующий. В общении важно обращать внима­ние на образность стилистических форм речи детей.

Детей продолжают также учить пони­мать эмоциональные характеристики в форме фразеологизмов, адекватно ис­пользовать их (Царевна-Несмеяна, Во­вка-добрая душа, Гадкий утенок и т.д.).

Для этого в «Книжном уголке» есть произведения, содержащие такие собирательные образы: А. Барто («Вовка-добрая душа», «Девочка-ревуш­ка»), Г.Х. Андерсен («Гадкий утенок», «Дюймовочка»), Братья Гримм («Золуш­ка»), С. Маршак («Вот какой рассеян­ный»), Я. Аким («Неумейка»), С. Михал­ков («Фома»), сказка «Крошечка-Хаврошечка» и др.

  Знакомство с каждой эмоцией начинается с разыгрывания этюда или эпизода из художественного произведения, в котором главный герой переживает то или иное эмоциональное состояние.

После обыгрывания проводится беседа и знакомство с мимическим выражением эмоционального состояния.

Затем можно попросить детей нарисовать того или иного героя, стараясь передать характерные особенности настроения, мимики.

В заключении мне хотелось бы отметить, что работа над эмоциями способствует снижению тревожности и агрессивности у детей, развитию у них эмпатии и, главное, приобретению навыков позитивного общения не только со сверстниками, но и с взрослыми.  

        В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, а дети, не находя эмоциональной ласки и поддержки в семье вырастают агрессивными, жестокими или наоборот равнодушными и безразличными ко всему. Каждый из нас должен осознать, что невозможно развивать личность ребенка, оставаясь невнимательным к его чувствам и переживаниям. Только помня о том, что каждый ребенок имеет право на свое мнение и желания, можно научить детей, быть доброжелательными и терпимыми друг к другу и окружающим.

Литература.

1. Вилюнас В.К. основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. – с.9.

2. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Педагогическое общество России, М., 2006, с. 18.

 

 

 

 

 

Просмотров: 327 | Добавил: Irina | Теги: эмоциональное развитие, дошкольники, развивающая среда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar