23:24 Синдром эмоционального выгорания у воспитателей дошкольного учреждения в период модернизации образования | |
Выступление на учебно-методическом семинаре для психологов ОДО Республики, «Профилактика кризисных состояний субъектов образовательных отношений в период модернизации образования».
Тема: Синдром эмоционального выгорания у воспитателей дошкольного учреждения в период модернизации образования. Развитие различных инновационных систем и технологий в период модернизации образования, и внедрение их в ОДО, несомненно, повлечет за собой изменение требований к уровню профессионализма воспитателя. Однако далеко не каждый воспитатель может успешно адаптироваться в меняющихся условиях и эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. Кроме того, профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого воспитатели могут испытывать "педагогический кризис", "истощение", "выгорание". Это может привести к формированию хронического повседневного напряжения, эмоциональному напряжению и переутомлению, переживанию усталости, росту психического напряжения, к конфликтам и утрате веры в свои возможности как профессионала, полному отказу от профессиональной деятельности в избранной сфере, то есть, возрастает вероятность развития неблагоприятных кризисных состояний. Одним из кризисных проявлений у воспитателей является синдром «эмоционального выгорания». Данный синдром возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения. В 1974 г американский психиатр Фрейнденберг. описал феномен, характеризуя психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально термин «эмоциональное выгорание» определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Затем феномен «эмоционального выгорания» был детализирован, в результате чего выделился его синдром - синдром эмоционального выгорания (СЭВ). Занимались изучением СЭВ - К. Маслач, Б. Пельман, Е. Хартман, В.В. Бойко, Т.В. Форманюк и др. К. Маслач подчеркивает, что выгорание - это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением. К. Маслач выделила в СЭВ: - чувство эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде) - дегуманизация, деперсонализация (тенденция к развитию негативного отношения к клиентам) - негативное самовоспитание в профессиональном плане - недостаток чувства профессионального мастерства. Б. Пельман и Е. Хартман, обобщив многие определения «выгорания», выделяли три главных компонента синдрома: - эмоциональное и/или физическое истощение Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, желанием, как раньше. - деперсонализация (тенденция к развитию негативного отношения к клиентам Деперсонализация связана с возникновением равнодушного или даже негативного отношения к окружающим. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными. Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам. - сниженная рабочая продуктивность Сниженная рабочая продуктивность (или Редукция личных достижений) проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как к личности. В.В. Бойко выделяет три фазы формирования эмоционального выгорания и очень подробно описывает симптомы каждой из ваз. 1) Фаза напряжения - сопровождается нервным (тревожным) напряжением и служит предвестником эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Симптомы: - Симптом переживания психотравмирующих обстоятельств. Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение у него постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений выгорания. - Симптом неудовлетворенности собой. В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. В результате неудач, расстройств, действует механизм эмоционального переноса. Энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько не себя. Происходит противопоставление себя обстоятельствам. Впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. - Симптом загнанности в клетку. Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, часто приходит чувство безысходности. Человек пытается, что-то изменить, еще и еще раз обдумываем неудовлетворительные аспекты своей работы. И если он не может найти выход, если не сработало какое-либо средство психологической защиты, включая эмоциональное выгорание, то человек переживает ощущение загнанности в клетку. Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. У человека возникает вопрос: - «Когда всё это кончится»? - Симптом тревоги и депрессии. Возникает чувство неудовлетворенности работой и собой, разочарование в себе, в избранной профессии, в конкретной должности. Появляются тревога и депрессия. Этот симптом является крайней точкой в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания. 2) Фаза резистенции или сопротивления нарастающему стрессу -характеризуется тем, что в этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Симптомы: - Симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования. Человек не чувствует разницы в своих реакциях. На одних событиях экономит эмоции, на других излишне тратит. Действует часто по — принципу «хочу - не хочу». Партнёры начинают чувствовать чёрствость и равнодушие. Иногда понимают это как неуважение. - Симптом эмоционально-нравственной дезориентации. Происходит ещё большее усугубление неадекватных реакций на партнёров. Происходит разделение на «хороших и плохих». Эмоции не пробуждают или не достаточно стимулируют нравственные чувства. - Симптом расширения сферы экономии эмоций. Такое эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области, а в общении с родными, приятелями и знакомыми. Часто именно домашние становятся первой жертвой эмоционального выгорания. - Симптом редукции профессиональных обязанностей. Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Например, специалист даёт упрощённую консультацию - врач может не пояснить подробности действия лекарств и т. д. 3) Фаза истощения - характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме выгорания становится неотъемлемым атрибутом личности. - Симптом эмоционального дефицита. К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. О том, что это не что иное, как эмоциональное выгорание, говорит его еще недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму: все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы - дополняют симптом эмоционального дефицита. - Симптом эмоциональной отстраненности. Почти полное исключение эмоций из сферы деятельности. Почти ничего не волнует, не вызывает эмоционального отклика. Причём это не признак ригидности, а приобретённые защиты. В других сферах человек может жить вполне благополучно. Реагирование без чувств наиболее яркий симптом выгорания - профессиональная деформация личности. Ущерб наносится субъектам общения. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстранённости: «мне наплевать на вас». - Симптом личностной отстраненности, или деперсонализации. Это широкий диапазон умонастроений и поступков в процессе общения. Прежде всего, полная или частичная утрата интереса человека к человеку, субъекту профессиональной деятельности. Тяготит его присутствие, проблемы, потребности. Партнёр или клиенты воспринимаются как объект для манипуляций. Это проникает в установки, принципы. Систему ценностей. Появляется антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не представляет социальной ценности. Формируется философия отношения «ненавижу и презираю». Выгорание смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. - Симптом психосоматических и психовегетативных нарушений. Образуется по условно-рефлекторной связи. Иногда мысль о субъектах общения вызывает у человека плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний. Переход с эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что самостоятельно защитные механизмы уже не справляются. Нагрузки слишком велики, и энергия эмоций перераспределяется между другими системами индивида, спасая себя от разрушительной мощи эмоций. Таким образом, согласно В.В. Бойко, синдром эмоционального выгорания развивается поэтапно и соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания. - на первой стадии, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки этого процесса.
- на второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер, и труднее поддаются коррекции.
- на третьей стадии выгорания являются хроническими.
Таким образом, анализ научной литературы по проблеме позволяет нам сделать вывод: Синдром «эмоционального выгорания» — сложный психофизиологический феномен, который необходимо вовремя остановить, т.к. последствия весьма губительны для специалиста. Синдром эмоционального выгорания - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов. Синдром эмоционального выгорания представляет собой трехкомпонентную структуру, которая включает в себя: • во-первых, эмоциональное истощение (эмоциональное перенапряжение, часто встречаются эмоциональные срывы); • во-вторых, составляющей симптома эмоционального выгорания является деперсонализация – развитие бездушного и негативного отношения к некоторым раздражителям, сначала появляется внутреннее раздражение, обычно сдерживаемое, а затем оно выходит в виде различных конфликтов и вспышек негатива; • в-третьих, составляющей синдрома эмоционального выгорания является уменьшение значимости персональных (личных) достижений. В этом случае происходит снижение чувства компетентности в выполняемой работе, вырастает недовольство собой и, соответственно, уменьшается ощущение ценности и нужности своей деятельности. Синдром эмоционального выгорания развивается поэтапно и соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания Можно выделить две группы факторов, оказывающих влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания. К внешним факторам, провоцирующим выгорание, можно отнести: – специфику профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы); – организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов. К внутренним факторам относят: – коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации; – ролевой и личностный фактор (индивидуальный): смерть и тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Проявления синдрома эмоционального выгорания - Физические проявления: боли в спине, изменение вкусовых пристрастий, повышение давления (крови), усталость, гастроинтеральные проблемы, головные боли. - Психологические проявления: гнев, потеря самоуважения и уверенности в себе, потеря интереса к работе и невыполнение обязательств, чувство беспомощности и вины, ощущение беспокойства, депрессия, печаль, подавленность. - Поведенческие проявления: эмоциональные вспышки, удаление от друзей и семьи, потеря пунктуальности и пренебрежение обязанностями, снижение критичности, невозможность сконцентрироваться, постоянное/возрастающее употребление алкоголя. Эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения воспитателя с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе. Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Следовательно, важно предупреждать развитие эмоционального выгорания. Это должен быть комплекс профилактических мер, которые активно используются как самим педагогом, так и всем педагогическим коллективом, включая администрацию. Профилактические мероприятия должны направляться на снятие напряжения, повышение профессиональной мотивации, установление баланса между затраченными усилиями и получаемым результатом. Психологу ОДО необходимо уделять особое внимание этой проблеме в блоке работы с педагогами. Для профилактики синдрома эмоционального выгорания я предлагаю использовать следующие мероприятия: - Информирование воспитателей.
- Эмоциональная поддержка и стимулирование воспитателей.
- Условия организации деятельности:
Создание и внедрение обучающих программ по преодолению выгорания и развивающих программ, направленных на осознание и раскрытие творческого потенциала сотрудника, повышения его ощущения самоэффективности. - Профессиональная психологическая помощь.
Подготовила: Крошечкина И.В. Психолог МОУ Бендерский Центр развития ребенка «Гармония» | |
|
Всего комментариев: 0 | |