Приветствую Вас, Гость
Главная » 2014 » Декабрь » 30 » Синдром эмоционального выгорания у воспитателей дошкольного учреждения в период модернизации образования
23:24
Синдром эмоционального выгорания у воспитателей дошкольного учреждения в период модернизации образования

 

Выступление на учебно-методическом семинаре

для психологов ОДО Республики,  «Профилактика кризисных состояний субъектов образовательных отношений в период модернизации образования».

 

Тема: Синдром эмоционального выгорания у воспитателей дошкольного учреждения в период модернизации образования.

Развитие различных инновационных систем и технологий в период модернизации образования, и внедрение их в ОДО, несомненно, повлечет за собой изменение требований к уровню профессионализма воспитателя.

Однако далеко не каждый воспитатель может успешно адаптироваться в меняющихся условиях и эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. Кроме того, профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого воспитатели могут испытывать "педагогический кризис", "истощение", "выгорание".

Это может привести к формированию хронического повседневного напряжения, эмоциональному напряжению и переутомлению, переживанию усталости, росту психического напряжения, к конфликтам и утрате веры в свои возможности как профессионала, полному отказу от профессиональной деятельности в избранной сфере, то есть, возрастает вероятность развития неблагоприятных кризисных  состояний.

Одним из кризисных проявлений у воспитателей  является синдром «эмоционального выгорания». Данный синдром возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения.

В 1974 г американский психиатр Фрейнденберг. описал феномен, характеризуя психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Первоначально термин «эмоциональное выгорание» определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Затем феномен «эмоционального выгорания» был детализирован, в результате чего выделился его синдром - синдром эмоционального выгорания (СЭВ).

Занимались изучением СЭВ - К. Маслач, Б. Пельман, Е. Хартман,  В.В. Бойко, Т.В. Форманюк и др.

К. Маслач подчеркивает, что выгорание - это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением.

К. Маслач выделила в СЭВ:

-  чувство эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде)

-  дегуманизация, деперсонализация (тенденция к развитию негативного отношения к клиентам)

- негативное самовоспитание в профессиональном плане - недостаток чувства профессионального мастерства.

Б. Пельман и Е. Хартман, обобщив многие определения «выгорания», выделяли три главных компонента синдрома:

- эмоциональное и/или физическое истощение

Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, желанием, как раньше.

- деперсонализация (тенденция к развитию негативного отношения к клиентам

Деперсонализация связана с возникновением равнодушного или даже негативного отношения к окружающим. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными. Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

- сниженная рабочая продуктивность

Сниженная рабочая продуктивность (или Редукция личных достижений) проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как к личности.

В.В. Бойко выделяет три фазы формирования эмоционального выгорания и очень подробно описывает симптомы каждой из ваз.

1) Фаза напряжения - сопровождается нервным (тревожным) напряжением и служит предвестником эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.

Симптомы:

- Симптом переживания психотравмирующих обстоятельств.

Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение у него постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений выгорания.

- Симптом неудовлетворенности собой.

В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. В результате неудач, расстройств, действует механизм эмоционального переноса. Энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько не себя. Происходит противопоставление себя обстоятельствам. Впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности.

- Симптом загнанности в клетку.

Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, часто приходит чувство безысходности. Человек пытается, что-то изменить, еще и еще раз обдумываем неудовлетворительные аспекты своей работы. И если он не может найти выход, если не сработало какое-либо средство психологической защиты, включая эмоциональное выгорание, то человек переживает ощущение загнанности в клетку. Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. У человека возникает вопрос: - «Когда всё это кончится»?

- Симптом тревоги и депрессии.

Возникает чувство неудовлетворенности работой и собой,  разочарование в себе, в избранной профессии, в конкретной должности. Появляются тревога и депрессия.  Этот симптом является крайней точкой в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания.

2) Фаза резистенции или сопротивления нарастающему стрессу -характеризуется тем, что в этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.

Симптомы:

- Симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования.

Человек не чувствует разницы в своих реакциях. На одних событиях экономит эмоции, на других излишне тратит. Действует часто по — принципу «хочу - не хочу». Партнёры начинают чувствовать чёрствость и равнодушие. Иногда понимают это как неуважение.

- Симптом эмоционально-нравственной дезориентации.

Происходит ещё большее усугубление неадекватных реакций на партнёров. Происходит разделение на «хороших и плохих». Эмоции не пробуждают или не достаточно стимулируют нравственные чувства.

- Симптом расширения сферы экономии эмоций.

Такое  эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области, а в общении с родными, приятелями и знакомыми. Часто именно домашние становятся первой жертвой эмоционального выгорания.

- Симптом редукции профессиональных обязанностей.

Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Например, специалист даёт упрощённую консультацию - врач может не пояснить подробности действия лекарств и т. д.

3) Фаза истощения - характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме выгорания становится неотъемлемым атрибутом личности.

  •  

- Симптом эмоционального дефицита.

К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. О том, что это не что иное, как эмоциональное выгорание, говорит его еще недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму: все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы - дополняют симптом эмоционального дефицита.

- Симптом эмоциональной отстраненности.

Почти полное исключение эмоций из сферы деятельности. Почти ничего не волнует, не вызывает эмоционального отклика. Причём это не признак ригидности, а приобретённые защиты. В других сферах человек может жить вполне благополучно. Реагирование без чувств наиболее яркий симптом выгорания - профессиональная деформация личности. Ущерб наносится субъектам общения. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстранённости: «мне наплевать на вас».

- Симптом личностной отстраненности, или деперсонализации.

Это широкий диапазон умонастроений и поступков в процессе общения. Прежде всего, полная или частичная утрата интереса человека к человеку, субъекту профессиональной деятельности. Тяготит его присутствие, проблемы, потребности. Партнёр или клиенты воспринимаются как объект для манипуляций. Это проникает в установки, принципы. Систему ценностей. Появляется антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не представляет социальной ценности. Формируется философия отношения «ненавижу и презираю». Выгорание смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями.

- Симптом психосоматических и психовегетативных нарушений.

Образуется по условно-рефлекторной связи. Иногда мысль о субъектах общения вызывает у человека плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний. Переход с эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что самостоятельно защитные механизмы уже не справляются. Нагрузки слишком велики, и энергия эмоций перераспределяется между другими системами индивида, спасая себя от разрушительной мощи эмоций.

Таким образом, согласно В.В. Бойко, синдром эмоционального выгорания развивается поэтапно и соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.

- на первой стадии, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки этого процесса.

  • Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи.
  • Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
  • Возникает чувство беспомощности и апатии. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

- на второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер, и труднее поддаются коррекции.

  • Возникают недоразумения с детьми и родителями, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них.
  • Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии детей — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.
  • Человек не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.
    • Постоянное чувство эмоционального и физического истощения.  Причем, перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания временно, а затем, уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели.  (В.Е. Орел)

- на третьей стадии выгорания являются хроническими.

  • Развиваются физические и психологические проблемы. Попытки заботиться о себе, как правило, не приносят результата, а профессиональная помощь может не давать быстрого облегчения.
  • Человек может подвергать сомнению ценность своей работы, профессии и жизни как таковой.
  • Притупляются представления о ценностях жизни, человек становиться опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.

Таким образом, анализ научной литературы по проблеме позволяет нам сделать вывод:

Синдром «эмоционального выгорания» — сложный психофизиологический феномен, который необходимо вовремя остановить, т.к. последствия весьма губительны для специалиста.

Синдром эмоционального выгорания  - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов.

Синдром эмоционального выгорания представляет собой трехкомпонентную структуру, которая включает в себя:

• во-первых, эмоциональное истощение (эмоциональное перенапряжение, часто встречаются эмоциональные срывы);

• во-вторых, составляющей симптома эмоционального выгорания является деперсонализация – развитие бездушного и негативного отношения к некоторым раздражителям, сначала появляется внутреннее раздражение, обычно сдерживаемое, а затем оно выходит в виде различных конфликтов и вспышек негатива;

• в-третьих, составляющей синдрома эмоционального выгорания является уменьшение значимости персональных (личных) достижений. В этом случае происходит снижение чувства компетентности в выполняемой работе, вырастает недовольство собой и, соответственно, уменьшается ощущение ценности и нужности своей деятельности.

Синдром эмоционального выгорания развивается поэтапно и соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания

Можно выделить две группы факторов, оказывающих влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания.

К внешним факторампровоцирующим выгорание, можно отнести:

– специфику профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);

– организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

К внутренним факторам относят:

коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;

ролевой и личностный фактор (индивидуальный): смерть и тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Проявления синдрома эмоционального выгорания

- Физические проявления: боли в спине, изменение вкусовых пристрастий, повышение давления (крови), усталость, гастроинтеральные проблемы, головные боли.

- Психологические проявления: гнев, потеря самоуважения и уверенности в себе, потеря интереса к работе и невыполнение обязательств, чувство беспомощности и вины, ощущение беспокойства, депрессия, печаль, подавленность.

- Поведенческие проявления: эмоциональные вспышки, удаление от друзей и семьи, потеря пунктуальности и пренебрежение обязанностями, снижение критичности, невозможность сконцентрироваться, постоянное/возрастающее употребление алкоголя.

Эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование.

Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения воспитателя с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе.

Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. 

Следовательно, важно предупреждать развитие эмоционального выгорания. Это должен быть комплекс профилактических мер, которые активно используются как самим педагогом, так и всем педагогическим коллективом, включая администрацию. Профилактические мероприятия должны направляться на снятие напряжения, повышение профессиональной мотивации, установление баланса между затраченными усилиями и получаемым результатом.

Психологу ОДО необходимо уделять особое внимание этой проблеме в блоке работы с педагогами.

Для профилактики синдрома эмоционального выгорания я предлагаю использовать следующие мероприятия:

- Информирование воспитателей.

  • Данная работа может быть организована как отдельные выступления на методсоветах, в виде консультации, информационного семинара.
  • Очень интересным может быть использование листовок, буклетов по проблеме.

- Эмоциональная поддержка и стимулирование воспитателей.

  • Создание хорошего климата внутри коллектива, чувства достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации.
  • Поддержка творчески работающих педагогов: благодарности, грамоты, поощрения,  рейтинг «Профессиональные достижения».
  • Вовлечение профессионально успешных педагогов к участию в педагогических чтений, конференций, в выступлениях из опыта работы, участие в конкурсах, показ открытых мероприятий.
  • Совместные вечера и отдых.

- Условия организации деятельности: 

  • Сотрудник не должен находиться долгое время один на один со своей профессиональной или личной проблемой, у него всегда должна быть возможность обратиться за помощью, советом к коллегам, администрации; 
  • Важна общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе; 
  • Выгоранию препятствует постоянное осознание процесса работы, своего участия в нем, наращивание профессиональных качеств, постоянная рефлексия и концептуализация своего опыта, своих достижений; 

Создание и внедрение обучающих программ по преодолению выгорания и развивающих программ, направленных на осознание и раскрытие творческого потенциала сотрудника, повышения его ощущения самоэффективности. 

- Профессиональная психологическая помощь.

  • Диагностика личностных особенностей и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов. (Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко).
  • Освоение воспитателями приемов саморегуляции, самоорганизации, эмоционального расслабления.
  • Проведение семинаров, занятий с элементами тренингов, занятий с элементами АРТ-терапии, куклотерапии и др.

 

Подготовила:

Крошечкина И.В.

Психолог МОУ Бендерский Центр развития ребенка «Гармония»

Просмотров: 472 | Добавил: Irina | Теги: синдром эмоционального выгорания у | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar