Приветствую Вас, Гость
Главная » 2015 » Январь » 11 » Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста
14:58
Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста

Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста.

                                                                                                 Крошечкина Ирина Владимировна,

 психолог

 МОУ «Бендерский Центр развития ребенка «Гармония».

 

Дошкольный возраст – это период, когда закладывается здоровье ребенка: физическое, психическое, психологическое.

Психологическое здоровье, по мнению И.В. Дубровиной – это «психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации». Так же И.В. Дубровина отмечает, что основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех возрастных этапах

Психологически здоровый дошкольник – это, прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый ребенок, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами. Такой ребенок находится в постоянном развитии и в гармонии между эмоциональным и интеллектуальным, телесным и психическим.

Ученные доказали, что психологическое здоровье ребёнка напрямую зависит от его эмоционального благополучия.  Эмоции играют важную роль в жизни детей,  помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. 

По мнению А.В. Запорожца, именно эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания.

Подчеркивая важность эмоциональных переживаний дошкольника при взаимодействии с социумом для его личностного становления, А.В. Запорожец акцентирует внимание на том, что ранее неблагополучие в отношениях с близкими взрослыми и сверстниками создает опасность нарушения последующего формирования личности.

Психологическое здоровье ребенка-дошкольника характеризуется в первую очередь преобладанием положительных  эмоций над отрицательными, и закрепление их в чертах характера и личности детей: положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе и своих силах. Однако опыт работы показывает, что не у всех детей дошкольного возраста эмоциональное развитие протекает благополучно, что проявляется во внутренних переживаниях и нарушении в поведении.

Именно поэтому формирование психологического здоровья детей осуществляется в нашем учреждении посредством развития эмоциональной сферы дошкольников.

Развитие эмоциональной сферы дошкольника способствует:

-  обогащению эмоционального опыта ребенка положительными эмоциями;

- обучению детей способам выражения эмоций посредством мимики и пантомимики;

- коррекции эмоциональных трудностей детей (тревожность,  агрессивность, страхи, низкая самооценка)

- развитию эмпатии;

- приобретению навыков позитивного общения не только со сверстниками, но и с взрослыми;

- обучению рефлексивным умениям.  

Почти в каждой группе есть дети с негативными поведенческими особенностями. С такими детьми часто бывает не просто и родителям и педагогам, но и самим детям, со своими трудностями бывает тяжело.

Традиционные методы и приемы развития позитивного эмоционального опыта взаимодействия не всегда эффективны. Поэтому мы ввели в практику использование таких форм работы, как: «Ритуалы», «Минутки вхождения в день», «Эмоциональные занятия», «Праздник среди будней».

Ритуалы, позволяют мобилизовать силы ребенка на определенное продуктивное действие, накопление положительного опыта, формирова­ние позитивных навыков общения. Важно помнить о том, что мотивация ребенка на выполнение любого ритуала основывается, прежде всего, на необычности, поэтому целесообразно по истечении месяца вносить новый содержательный элемент или менять содержательный компо­нент ритуала, не изменяя значение действия.      

В начале дня необходимо использовать ритуал  приветствия, а в конце дня ритуал прощания.

Каждый ритуал приветствия состоит из двух частей.

Первая часть посвяще­на приветствию самого себя.

Ребенок  привет­ствует себя, например:

- обнимая себя двумя руками;

- проговаривает свое имя с ласковой интонацией;

- желает себе здоровья и удачи;

- здоровается с самим собой и произносит поже­лания для себя.

Это очень значимая часть ритуала, так как способствует иден­тификации личностного «Я», формированию ощущений собственной границы, принятию себя для формирования самоутверждения, умения относиться к себе с уваже­нием, для повышения самооценки и элиминации психоэмоционального на­пряжения.

Вторая часть ритуала состоит из приветствия присутствующих.

Данные ритуалы формируют у детей чувство един­ства группы, создают атмосферу доброжелательности и доверия, повышают эмоциональный и энергетический тонус, являются формой социализации чувств и возможностей познания себя и принятие, понимание окружающих.

Кроме ритуалов педагоги применяют так называемые «минуты вхождения в день», состоящие из игр и упражнений, направленных на сплочение группы и создание благоприятного эмоционального фона.

Использование данных форма в работе способствует соблюде­нию определенных правил и выстраиванию конструктивных взаимоотношений между детьми. Они также стабилизируют психологическое состояние, и вызывает приятные реакции. Повышают значимость каждого ребенка и  формируют собственный положительный опыт успешности.

С целью сохранения и укрепления психологического здоровья дети старшего дошкольного возраста посещают кружок «Познай себя».  

Организуя кружок, мы ставили перед собой задачу: сохраняя и тренируя способность детей старшего дошкольного возраста к индивидуальному восприятию и отражению окружающего мира через осознание переживаемых чувств и ощущений, подвести детей к осмыслению причинно-следственной связи между чувствами и поведением, личностным поведением и качеством общения.

В соответствии с этим, мною была составлена программа эмоционального развития детей дошкольного возраста, которая реализуется в старшей  и подготовительной группах нашего учреждения. 

 

Программа кружка предусматривает:

 1. Развитие эмоциональной сферы:

- формирование представлений об эмоциях, как знаках, подаваемых

   человеком о себе;

- обучение детей распознаванию эмоционального состояния  человека;

- обучение  детей умению проживать то или иное эмоциональное состояние,

  освобождаться от отрицательных эмоций и контролировать свое поведение;

2. Развитие коммуникативных способностей:

- формирование умений устанавливать контакты и сотрудничать с другими;

- обучение формам и способам поведения во взаимоотношениях с другими.

 3. Знакомство с моральными чертами характера.

- формирование нравственного поведения в повседневной жизни;

- формирование положительных черт характера.

 

Работа по формированию психологического здоровья в рамках проводимых занятий  включает в себя:

1. Овладение детьми языком эмоций

- Мимика.

- Пантомимика.

- Закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций

- Обучение детей адекватному выражению эмоций (соответственно ситуации).

2. Коррекция агрессивности

- Коррекция драчливости у дошкольников.

- Снятие конфликтности в общении детей.

- Снятие вербальной агрессии.

- Преодоление импульсивности.

3. Формирование у дошкольников уверенности в себе.

- Снятие тревожности.

- Коррекция страхов.

- Формирование адекватной положительной самооценки.

- Формирование у детей уверенности в собственных силах.

4. Формирование социальных навыков у ребенка.

- Развитие умения понимать и принимать позицию другого человека.

- Овладение коммуникативными навыками.

- Развитие эмпатии.

- Развитие дружеских взаимоотношений.

5. Формирование у дошкольников нравственного сознания и поведения.

- Формирование нравственного сознания

- Формирование у детей ценностного отношения к моральной стороне поступков.

- Формирование умений детей конструктивно общаться со сверстниками.

- Развитие взаимопонимания и заботливого отношения к близким людям.

 

Занятия проводятся по двум направлениям:

I-е направление включает в себя занятия из цикла «Познай себя». Содержание этих занятий направлено на социально-эмоциональное воспитание детей, в результате которого происходит усвоение предметно-чувственных ощущений, освоение способов выражения переживаемых чувств и адекватное реагирование на них.

Основой  целью этих занятий являются: осознание и осмысление детьми собственного «Я», преодоление барьеров в общении, развитие адекватного понимания других, создание возможностей для самовыражения, профилактика страхов и неврозов.    

II-е направление включает в себя занятия из цикла  «Уроки добра».  Содержание этих занятий направлено на формирование коммуникативных навыков общения, развитие эмоциональной произвольности, обучение конструктивным способам управления собственным поведением.

Основной целью этих занятий является: обучение ребенка умению выбирать наиболее адекватные способы общения в любой возрастной среде и в любых социальных условиях. Научить приемам стабилизации поведения.

Знакомство  детей с эмоциями и чувствами начинается с обогащения их сенсорного опыта. Насыщение сенсорной сферы целесообразно начинать с активной подачи информации по каналам вестибулярного, зрительного и слухового анализаторов.  Для этого, я использую на занятиях подвижные, зрительные и слуховые игры. Постепенно, продолжая расширять диапазон вестибулярных, зрительных и слуховых ощущений, вводятся игры, воздействующие на другие анализаторы: обонятельный, вкусовой и осязательный.

Поток разнообразной сенсорной информации от предметов – стимулов включает ощущения детей. Ощущения, в свою очередь, провоцируют  ответные эмоциональные реакции, вызывают желание продлить позитивные эмоции.

Наряду с пополнением сенсорного опыта детей, проводится работа по развитию эмоциональной экспрессии или моторных механизмов эмоциональных проявлений: жестов, мимики, пантомимики и речевой интонации. В занятия включаются элементы психогимнастики,  этюды, обыгрывание ситуаций, мимические упражнения.

Следующий этап работы, это развитие представлений об эмоциях, который включает в себя:

- знакомство детей с конкретными проявлениями эмоций радости, грусти, страха и др.;

- знакомство с экспрессивной стороной выражения эмоций в мимике, пантомимике, речи;

- обогащение представлений о причинно-следственных связях в эмоциональных проявлениях.

Знакомство с каждой эмоцией начинается с разыгрывания этюда или эпизода из художественного произведения, в котором главный герой переживает то или иное эмоциональное состояние. После обыгрывания проводится беседа и знакомство с мимическим выражением эмоционального состояния. Затем дети рисуют «чувство» стараясь передать характерные особенности мимики. Рассматривая рисунки, мы с детьми обсуждаем, что может быть причиной этого эмоционального состояния,  обращаем внимание на то, что содержание рисунков у всех одинаковое, но как по-разному оно изображено. Таким образом, подчеркивая  уникальность чувств каждого человека.

Хотелось бы отметить, что используемая форма организации занятий, когда дети проигрывают и проживают какую-либо ситуацию, выполняя при этом разного рода задания, помимо изучения самих эмоций несут в себе и другие важные характеристики психологического здоровья ребенка. Они способствуют развитию эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции.

В ходе занятий дети учатся управлять своими эмоциями и действиями, контролировать свои чувства, начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от возраста и пола. Работа над эмоциями способствует снижению тревожности и агрессивности у детей,  приобретению навыков позитивного общения не только со сверстниками, но и с взрослыми. 

Занятия по программе «Познай себя» способствуют снятию психоэмоционального напряжения, овладению коммуникативными навыками и навыками адекватного реагирования в конфликтных ситуациях, формированию социальных навыков, нравственного сознания и поведения.

Дети охотно посещают кружок, используя потом полученные на занятиях знания, в общении друг с другом и с взрослыми.

Для формирования навыков дифференциации эмоциональных состояний мною и воспитателями в группах были изготовлены разнообразные игры и пособия. Для  ознакомления детей с основными видами эмоций были сделаны «куклы – настроений», с разными мимическими выражениями лица, передающие разнообразные эмоциональные состояния: радость, гнев, удивление и др.   «Куклы-настроений»  помогают детям быстрее запомнить мимическое выражение того или иного настроения. Мимика «куколок» дублируется схематичными изображениями – пиктограммами идентичных эмоций.

С целью формирования навыка дифференцирования эмоциональных состо­яний  используются кубы, плакаты с изображением разных эмоцио­нальных состояний. В «Эмоциональных уголках», в начале дня дети показывают изображение, соответствующее их настроению. В группах старшего возраста это пиктограммы, на которых изоб­ражено то или иное эмоциональное состояние, а в группах младшего и среднего возраста, это несюжетные картинки, например: карточки, с нарисованными воздушными шариками,  мыльными пузырями, бабочками или тучками и т.п.

Задумываясь о предупреждении психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста педагоги, медики, психологи скрупулезно составляют режим дня пребывания ребенка в дошкольных учреждениях в соответствии с возрастными и психологическими особенностями дошкольников.

Жизнь дошкольника в ОДО структурирована, ритмична и казалось бы, должна способ­ствовать благоприятному психоэмоциональному состоянию ребенка. Однако, наблюдения за детьми показали, что к концу дня дети становятся более беспокойными, обидчивыми, импульсивными. Эти проявления усугубляются к окончанию рабочей недели, у детей повышается тревожность, нервозность, они с нетерпе­нием ждут родителей.

 Жизнь по режиму, в определенном ритме, с однообразной повседневностью вызывает у некоторых детей, стрессовые состояния и инициирует депрессивные состояния. Наиболее стрессогенным фактором в этой ситуации является то, что в будничной жизни часто отсутствуют прият­ные неожиданные события, а сама регламентированность создает ощущение несвободы, что усугубляет психоэмоциональное состояние.

Для обогащения эмоционального опыта детей положительными эмоциями в режимные моменты введены разнообразные обычаи:

- «Утро радостных встреч» (после выходных, болезней);

- «Веселые каникулы»;

- «День праздничного настроения»

- «День юмора и смеха»;

- «День доброго слова». 

Так же для формирования психологического здоровья нами используется такая форма, как «праздник среди будней».

Для детей важно устраивать разнообразные праздники внутри группы, потому что такие мероприятия позитивно отражаются на их настроении, развивают навыки общения и способствует формированию психологического здоровья.

Такое веселое праздничное мероприятие должно быть неожиданным, настоящим сюрпризом. Праздник может посвящаться любой теме: «Праздник улыбки», «Праздник солнечного зайчика», «Праздник воздушной шаров» и т.д.  Сценарий таких праздников выстраивается вокруг главного персонажа или темы с использованием психотехнических игр и упражнений, любимых детьми подвижных игр и развлечений, веселых конкурсов и розыгрышей, с активным включением детского опыта и творчества.

Понимая, какое значение имеет для формирования психологического здоровья ребенка окружающая среда,  мы уделяем этому вопросу особое внимание.

Для создания благоприятного эмоционального фона, во всех группах, наряду с традиционными уголками, есть сенсорные зоны и «Эмоциональные уголки» - оснащенные необходимыми атрибутами.

Для игр, направленных на развитие моторных механизмов эмоциональной экспрессии, воспитателями изготовлены маски-шапочки, есть ленточки, султанчики и другие атрибуты. Подвижные игры, способствуют развитию моторных механизмов эмоциональной экспрессии, прежде все­го жестикуляционной выразительности.

Для развития эмоциональной экспрес­сии, ее механизмов: невербальных (ми­мических, пантомимических, жестикуля­ционных) и вербальных (слова, звуки, фразы), а также формирования основ вы­разительности внешних эмоциональ­ных проявлений  воспитатели исполь­зуют эмоционально-экспрессивные иг­ры (воплощение детьми различных ситу­аций из жизни животных, их повадок; пе­редача эмоциональных состояний ска­зочных героев путем персонификации и т.д.). Лучше всего решается эта задача через театрализованную деятельность. Содержательную основу игр состав­ляют отрывки из произведений К. Чу­ковского («Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит»),   С. Маршака («Котята», «Пер­чатки» и т.д.).

 Драматизируя сказку, ребенок передает с помощью мимики и дви­жений характер, особенности, настроение персонажа.

Деятельность детей в «Уголке творчества» (воспитатель вместе с детьми рису­ет Машу-растеряшу, доброго доктора Айболита, подби­рает музыкальное сопровождение к сказкам и т.д.) расширяет представления детей о причинно-следственных связях в эмоциональных проявлениях. Дети рисуют, стараясь передать характерные особенности мимики. Рисунки рассматриваются, и  воспитатель обсуждает с детьми, что может быть причиной этого эмоционального состояния. Так же при обсуждении рисунков, внимание детей обращается на то, что содержание у всех одинаковое, но как по-разному оно изображено. Таким образом, подчеркивается уникальность чувств каждого человека.

Старших детей продолжают учить понимать, дифференцировать эмоци­ональное состояние по внешним при­знакам (мимика, жесты, позы, интона­ции голоса), определять причины того или иного настроения посредством анализа обстоятельств, событий и т.п.; развивают у них способность отзы­ваться на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, сострадание, содействие.

В реализации этих задач большую по­мощь оказывает художественная лите­ратура, особенно пейзажная поэзия, где передаются различные настроения, свя­зи между переживаниями человека и со­стоянием природы.

Важное место в этой работе отво­дится беседам, играм.

Цветовое решение интерьера влияет на настроение ребенка, поэтому воспитатели в группах используют больше оттенков желтого спектра (способствует увеличению скорости зрительного восприятия, а так же способствует общению) с акцентами синего, зеленого, красного цвета. Такое цветовое решение создает хорошее настроение у детей. Многообразие предметов на полках игрового уголка, разнообразие фактур, тканей, цветов способствует творческому, умственному и физическому развитию детей.     

Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста, могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух сторон – детского сада и семьи.                

С целью установления контактов с семьёй и для обеспечения единства в воспитании используются следующие методы:

  • общие и групповые родительские собрания;
  • консультации;
  • информационно-практические занятия;
  • работа в клубе «Родительский всеобуч»;
  • размещение информации в папки-передвижки и на стендах.

 

Осуществляемая нами работа дает положительные результаты.

При проведении ежегодной диагностики мы отмечаем положительную динамику в формировании психологического здоровья  средствами развитии эмоциональной сферы.  У детей развивается эмоциональная сфера, коммуникативные способности и чувство уверенности в себе, формируются социальные навыки, а также нравственное сознание и поведение, что положительно сказывается на формировании психологического здоровья детей.

Таким образом, совместная, систематическая, специально организованная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса позволяет создать оптимальные условия для поддержания благоприятного эмоционального  самочувствия детей и их ближайшего окружения, а так же для эффективного формирования психологического здоровья дошкольников.

 

 

Литература:

1.Дубровина  И.В.  Руководство  практического  психолога:  психическое  здоровье  детей  и  подростков  в  контексте  психологической  службы.  —  М.:  Академия,  1995.  —  168  с. 

2.Дубровина  И.В.  Психологическая  служба  образования:  научные  обоснования,  цели  и  средства.  //Начальная  школа  плюс  и  минус.  —  2002.  —  №  3  С.  3—8.

3.Пахальян  В.Э.  Развитие  и  психологическое  здоровье:  Дошкольный  и  школьный  возраст.  —  М.:  Питер,  2005.  —  240  с.

 

Просмотров: 412 | Добавил: Irina | Теги: формирование, психологическое здоровье, дошкольный возраст | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar